Пост первый - про транспорт. Если будет интерес – напишу и про остальные аспекты.
Транспорт
Считается, что в Эквадоре турист, даже самостоятельный путешественник и бэкпэкер, в городах (и в первую очередь в столице Эквадора Кито) везде должен ездить на такси. Потому что недорого и безопасно.
На самом деле в Эквадоре очень неплохо с общественным транспортом. В Кито имеется несколько линий "метробаса", который стоит 25 центов. Это довольно плотно набитые автобусы, которые ходят по выделенным полосам, получается быстро. Автобусы заполнены как наши вагоны метро. Вход – на остановках с турникетами. Имеется специально обученный человек, который меняет деньги на монетки по 25 центов, они же сентаво, они же сентавито :) 25-центовики используются в качестве своеобразных жетонов – бросаете в автомат и проходите через турникет.
Менялы и охранник при входе ответят на вопросы как куда доехать. Пассажиры в автобусе тоже обычно отвечают, хотя на карту города поначалу смотрят несколько недоуменно. Попросите их сказать когда вам пора будет выходить.
Помимо "метробасов" есть обычные автобусы, их много и разобраться с ними несколько сложнее. Проще спрашивать у местных жителей.
Метро в Кито еще только строится, но уже в специальных павильонах людям объясняют что такое метро и как все скоро здорово заживут.
Все автобусы в Эквадоре страдают неврозом. Так и быть остановившись на остановке они начинают играть в горячих жеребцов, стремящихся рвануть с места в карьер. Ждать пока пассажиры запрыгнут в дверь тут не принято. Автобус дрожит, трогается, тормозит и наконец прыгает вперед, обдавая черным дымом несостоявшихся пассажиров, которым не повезло. Поэтому вход и выход из автобуса осуществляются одновременно.
Междугороднее автобусное сообщение отличное. Кажется автобусы все время отправляются отовсюду и везде. Они комфортабельны и даже слишком. К сожалению многие из них оборудованы громадными телевизорами, так что выбирая место посмотрите на верхнюю полку – нет ли рядом динамиков.
Отправление в городах – с автовокзалов. В Кито их несколько. Для поездки на север от столицы, например, в Отовало, вам понадобится "Эстасьён Корселен" (Estación Corcelen), а на юг – "Терминаль Китубе" (Terminal Quitube). Вообще автостанции чаще называют именно терминалами, хотя Terminal Quitube по своим размерам и благоустроенности превосходит, скажем, Ладожский вокзал в Петербурге.
На автовокзалах билет нужно брать в кассах. Как правило они понятно подписаны, а кассиры и кондукторы громко выкрикивают направление и активно высматривают клиентов. При отправлении с автовокзала придется заплатить еще порядка 50 центов за перронный билет чтобы пройти к автобусу. При подсадке в пути и в небольших населенных пунктах плату берет кондуктор прямо в автобусе.
Укачало - попросите пакетик.
Стоимость проезда на междугородних линиях эквадорского автобуса – примерно 1 доллар за час пути.
Примерные расстояния:
Кито - Отовало – 2 часа
Кито – Баньос – 3,5 часа
Куэнка – Кито – 9 часов.
Путешествовать по Эквадору на автобусе в общем интересно.
Выдержка из дневника:
"Пересек здоровый кусок Эквадора на двух автобусах. Сначала - сверкающие снегом вершины вулканов, а после Алауси дорога поднимается в облака. Они какое-то время болтаются веселыми овечками внизу, а потом автобус ползет по горам в плотном тумане, то есть, собственно, в облаках. Тут на небольшие расстояния подсаживаются местные индейцы. Сначала я думал, что это старшие сестры лет 12-15 везут своих сестренок и братишек к бабушке в гости. Но когда они принялись кормить детей грудью, а некоторые заходили и вовсе с мужьями, стало понятно, что это и есть Лиллипутия. Наряды у мамаш (все равно им по-моему меньше 20-ти, несмотря на наличие как правило 2 детей: фетровая шляпа с полями и ленту, за которую заткнуты перья самых красивых куриц деревни и даже, кажется, кусочки павлиньих, какое-то толстые кофты, поверх которых на ремне через плечо висит крохотный детский кошелек из яркой клеенки, толстая, видно чем-то подбитая, красная юбка с вышивкой и торчащими нитками по краю, вязанные красные гольфы и стоптанные туфли. Еще пестрый кушак под которым что-то намотано. Все это не сказать чтобы имело свежий вид. И дети чумазы до невозможности почти скотской. Родители пихают им в рот то сиську, то грязный пластмассовый рожок, то чипсы. О гигиене тут кажется ее слыхивали.
Потом дорога выныривает из облаков в зеленую долину. Кондуктор идет открывать люки в крыше - снова тепло. Куэнка."
Возвращаемся к такси.
Следует пользоваться только официальными желтыми такси с номером на установленном на крыше машины "гребешке". Считается, что это безопасно. Наверное так и есть, поскольку в этих такси (как и в автобусах) установлены видеокамеры, причем на пассажирском месте спереди и еще у заднего сиденья.
Кроме того, как ни странно, официальные такси в Эквадоре дешевле "пиратских".
Стоимость проезда на такси в Кито составляет от 1 до 7 долларов. Семь долларов – это уже максимум, от центра до далекого автовокзала. Разумеется требуется превентивная модерация.
Я поступал так: спрашивал цену "сколько стоит такси до…" в гестхаусе, ресторане или просто у прохожих и полицейских. Как правило, она завышена на доллар или несколько. Их нужно вычесть и назвать водителю, все как у нас в общем. Если водитель начинает клянчить доллар "потому что сейчас пробки" "ночь" "дождь" – значит цена названа правильно и нужно просто решительно повторить свою цену.
Исключение составляет аэропорт. Для поездки в аэропорт (около часа если нет пробок) гестхаусы предоставляют "пиратские" такси, которые стоят от 30 долларов. Официальное такси на стойке аэропорта стоит 26 долларов в центр. Естественно, что для обратной поездки из города в аэропорт нужно просто взять визитку у одного из "желтых" таксистов, услугами которого вы пользовались, и договориться на 22 доллара, что и сделал я.
Даю даже телефоны таксиста, услугами которого я воспользовался: Сезар, 0969694199, 0986511895. Скажите, что от Ивана и что 22 доллара – ваша последняя цена, потому что за 25 вы поедете с Роберто :)
Да, есть еще и Эдгар Роберто 0997 053 038. 25 долларов, но наверняка его можно отмодерировать до 21. Сказав, что за 22 вы поедете в Цезарем :)))
Вообще самостоятельно путешествовать по Эквадору гораздо удобнее на арендованном автомобиле. Я не пробовал, но понимаю что оптимально – по прилете взять машину в аэропорту, объехать Эквадор, вернуться в Кито, сдать машину и день-два посмотреть столицу Эквадора, после чего укатить на такси в аэропорт. Иначе потратится много времени, чтобы добраться до всяких красивых заповедных мест.
(Продолжение может быть следует....)
Я в Twitter
Я в Instagram
Journal information